Факторы, определяющие воздействие физических упражнений
Физические
упражнения оказывают на человека многостороннее и глубокое воздействие.
При выполнении упражнений в организме атлета происходит целый ряд
физиологических, психических, биомеханических и иных процессов, которые
вызывают соответствующие изменения, как в двигательной сфере, так и в
вегетативной сфере организма. Систематическое применение физических
упражнений изменяет деятельность всех органов и систем. При правильном и
систематическом использовании физических упражнений в организме
происходит положительная перестройка в работе всех функций организма.
Физические упражнения также являются и важным средством предупреждения
многих заболеваний и борьбы с ними.
Но физическое
упражнение при неправильном их использовании могут дать и отрицательный
результат и даже нанести вред организму человека или его отдельным
органам или функциям. Поэтому необходимо знать и учитывать в
тренировочном процессе все факторы, определяющие влияние физических
упражнений в конкретных условиях, на тех или иных людей. Необходимо
учитывать сложность упражнения, последовательность, место применения,
возраст занимающегося и так далее, ибо любое физическое упражнение
усиливает деятельность многих органов и систем и оказывает конкретное,
общее и целостное воздействие.
Важнейшую роль
играют такие факторы как:
1. Индивидуальные особенности атлета (возрастные, половые, состояние
здоровья, уровень физического и эмоционального развития, уровень
конкретной подготовленности атлета к тому или иному упражнению).
Необходимо учитывать его физическую готовность, умственное и
эмоциональное развитие, уровень нравственности, используемый режим
труда, учебы, отдыха, условий быта и так далее. Одно и то же упражнение
в зависимости от индивидуальных особенностей атлета вызывает различный
эффект. Так средняя нагрузка для мастера спорта может быть выше
максимальной нагрузки для атлета с первым или вторым разрядом.
Необходимо помнить, что уровень нагрузки определяется не только самим
отдельным упражнением, а комплексом упражнений, интервалами между
выполнением упражнений, общим объемом выполненной работы и ее
интенсивностью, временем, затраченным на одну тренировку и периодом
восстановления между тренировками и тому подобное.
2. Особенности
самих упражнений (их сложность, новизна для атлета, эмоциональность и
так далее), а также характер отношения к ним при их выполнении.
Упражнение, выполненное неохотно, небрежно, без усердия, не сможет
оказать такого же влияния на атлета, как и упражнение, выполненное
сознательно, активно и с охотой. Качество, с которым выполняется
физическое упражнение, напрямую влияет и на эффективность его
использования. Можно выполнить 100 каких-нибудь прыжков и не получить ни
какого положительного эффекта, а можно прыгнуть 10 раз и получить
хороший и нужный эффект. Увы, многие тренера чрезмерно увлекаются
повышением объемов в тренировочных процессах, забывая о качестве
выполняемой работы, а потому, часто не получают ожидаемых результатов от
проделанной тренировочной работы.
3. Особенность
внешних условий (место, климатические условия, качество снарядов и
оборудования, гигиеническое состояние мест занятий и другое). Во время
тренировочного процесса всегда надо учитывать наличие тех или иных
внешних условий и делать поправку на их сложность или необычность. С
одной стороны, иногда специально усложняются внешние условия для
повышения нагрузки, и в этом случае непременно делается на них поправка.
Но с другой стороны, пытаться требовать обычного выполнения упражнения
при сложных внешних условиях может привести либо к травмам, либо к
отрицательному эффекту от упражнения или тренировки в целом.
Необходимо
знать многое о работоспособности человека (его врабатываемость, влияние
на организм нагрузки и отдыха, последствия физических упражнений и
другое). И в этой связи, если у тренера нет должного контроля над
изменениями в организме своих подопечных, нет рядом врача, то надо
следовать принципу «лучше не доесть, чем переесть», или «поспешай не
торопясь», или «тише едешь, дальше будешь».
Бегущий, прыгающий и метающий человек - здоровый человек, а значит бегайте, прыгайте и метайте ребята и девчата!